История Архангельского храма г.Касимова с 1900 по 1940 год.

В начале небольшое предисловие. Основными источниками для данной статьи послужили Рязанские епархиальные ведомости  и рукопись Евгении Анатольевны Монаховой «Ямская слобода и Архангельский храм». По истории  храма в советский период из-за нехватки источников указывается общая информация характерная для этого периода времени или обрывочные воспоминания людей как-то связанных с этим храмом. И вполне допустимые предположения в связи с отсутствием конкретной информации. Цель работы восполнить пробел в истории храма за этот период.

А теперь непосредственно  перейдем к описанию этого исторического промежутка существования Архангельского храма г.Касимова, в документах еще упоминаемого как Воскресенский храм.

В 1900 г. свечному Епархиальному заводу за церковью числиться долг 414 ру.40 коп. В марте 1900 года церковного старосту И.П. Самгина заменяет касимовский купец Николай Яковлевич Кленов,  бывший староста кладбищенской церкви с 1879 по 1888 гг.

Касимовский купец И.П. Самгин прослужил своему храму три трехлетия с 1881 г по 1900 г. За это время он очень много положил старания, трудов и средств на украшение приходского храма. В обязанность церковного старосты входило ремонт и благоукрашение храма, приращивание церковного капитала. Увеличение церковного дохода проходило за счет внесения вкладов благотворителей, за счет увеличения свечного дохода. В 1900 году разбитый колокол был заменен на новый.

25 сентября 1901 года утверждается комитет для строительства новой каменной колокольни и паперти. В 1902 году начинается ремонт и перестройка алтаря в летней (т.е. холодной) церкви.

Кленов Н.Я. прослужил одно трехлетие,  по старости и слабому здоровью его не переизбирают. 6 октября 1903 года на первое трехлетие по выбору прихожан и причта утвержден на должность церковного старосты мещанин Уваров Владимир Васильевич (1862 г.р.).

В мае 1904 года мещанин Н.Я. Кленов 1825 года рождения представляет завещание душеприказчику священнику Воскресенской церкви г. Касимова Владимиру Виссонову. Он завещал в касимовскую Воскресенскую церковь икону Николая чудотворца и 300 рублей денег. В 1904 году построена новая каменная колокольня, престолов в церкви  в настоящее время два: в трапезной по правую сторону Святого Архистратига Божия Михаила и по левую сторону во имя Покрова Пресвятой Богородицы и СВ. Жен-мироносиц на одном антиминсе. (Во время ремонта трапезной части в 1892 году из летней перенесли в теплую и объединили престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Св. Жен-мироносиц на одном антиминсе.). В настоящей летней (холодной) церкви престол во имя Воскресения Христова нарушен. По окончании ремонта здесь будет устроен престол такого же храмонаименования.

В 1904 году Воскресенская церковь собрала:

− В пользу беднейших Православных церквей империи − 20 коп.

− На восстановление Православия на Кавказе − 35 коп.

− На улучшение быта Православных паломников в Палестине − 1 руб.

− На распространение Православия между язычниками в империи − 25 коп.

− На раненых и больных воинов − 2 руб.

− В пользу комитета на усиление Российского военного фронта − 381 руб.

− Кружечного и кошелькового сбора − 283 руб. 20 коп.

− На красный крест − 7 руб. 20 коп.

18 августа 1908 года прошение о поднесении иконы церковному старосте Владимиру Уварову за его труды по благоукрашению храма, 46 лет от роду. Жалования не получает, имеет деревянный дом с усадьбой. Образование получил в начальной школе.

1909 год. Трапезная теплая построена вместо старой в 1889 году. Престолов в церкви два. В настоящей летней (холодной) церкви престол во имя Воскресения Христова в 1895 году нарушен.

В описании визита епископа  Рязанского и Зарайского Никодима (Бокова) (Архиерей Рязанской епархии с 3 ноября 1906 по 25 июля 1911) в г.Касимов в 1909 году, видно что ситуация осталась прежней. В  холодной части продолжался ремонт. Добавлено только что: «десятки тысяч рублей церковного капитала, употреблены старостою Касимовским купцом второй гильдии Иваном Павловичем Самгиным на приведение Архангельского храма в столь благолепный вид».

1910 год. Церковная земля занята строительным материалом, оставшимся от ремонта церкви. Сторожка ветхая.

В 1912 году город вновь посетил правящий Архиерей, на этот раз епископ Димитрий (Сперовский) (Архиерей Рязанской епархии (с 25 июля 1911 по 17 июня 1917).  В описании визита есть такие слова: «Церковь каменная, снаружи еще не оштукатурена, как недавно построенная. Внутри просторно, светла, благолепна, с двумя новыми иконостасами в трапезной и прекрасным бетонным полом. Настоящая еще не отделана. Иконостаса нет. Но церковный староста и священник, видимо, заботятся о скорейшем окончании отделки храма.»

В ночь на 9/22-ое ноября 1914 года из Воскресенской церкви гор.Касимова похищено 170 руб неизвестными злоумышленниками, к розыску которых приняты гражданскими властями надлежащие меры

1915 год. Воскресенская церковь построена в 1811 году. Настоящим тщанием прихожан и разных благотворителей, а трапезная вновь построена вместо старой в 1889 году, колокольня в 1904 году. Здание каменное с такою же колокольнею в одной связи. Крыша покрыта железом. Престолов в ней два в трапезной церкви: по правую сторону Св. Архистратига Божия Михаила и по левую сторону во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Св. Жен-мироносиц на одном антиминсе. В настоящей после ремонта и паперти новой, здесь будет устроен престол такого же храмонаименования. По штату при ней положено: священник, дьякон и псаломщик. Жалования нет. Кружечный доход за 1915 год получено 1150 руб. 02 коп. Других источников содержания членов причта и количество поставляемых от них доходов нет. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 2025 кв. сажень. Пахотной и сенокосной земли нет. Плана на церковную землю нет, так как она занята остатками строительного материала после ремонта церкви. Здание принадлежащее церкви — ветхая сторожка. Постоянный адрес: г. Касимов, ул. Ямская Воскресенская церковь. Копии с метрических книг хранятся с 1780 года. Книги до церковного круга подлежащие есть все. В церковной библиотеке находится книг, предназначенных для чтения 428 томов. Церковные деньги в целости за церковного старосты и церковной печатью.

Имеются школы: одноклассная церковно-приходская, учрежденная в сентябре месяце 1896 года. Четыре городских начальных. Две из них мужских, учрежденных в ноябре 1910 года и в сентябре 1914 года. Две женские, учрежденные в сентябре 1909 года и в октябре 1913 года. Церковная школа помещается в наемном доме. На ее содержание отпускается от Касимовского уездного отделения Епархиального училищного совета 765 рублей. В 1915 году в ней обучалось 30 мальчиков. При церкви состоит старостой касимовский мещанин Владимир Владимирович Уваров, который должность свою проходит с октября 1903 года. Из братского кружечного дохода в 1915 году о. Владимир получил 575 руб. 1 коп, дьякон Николай Петрович Коливин (зять о. Федора) получил жалование − 383 руб. 34 коп., псаломщик И.А Экземпляров − 191 руб. 67 коп. Всего 1150 руб. 2 коп. − половину священнику, от оставшейся половины 2/3 дьякону и 1/3 псаломщику.

В 1915 году за заслуги по гражданскому и военному ведомствам, ко дню Рождения Его Императорского Величества, священник Воскресенской церкви г.Касимова Владимир Виссонов был награжден саном протоиерея. В воскресение, 31-го мая по ст.ст.(13 июня), Преосвященный Димитрий (Сперовский), епископ Рязанский и Зарайский Божественную Литургию совершил в Успенском Кафедральном соборе г.Рязани, в сослужении соборного духовенства, священника Воскресенской гор.Касимова церкви Владимира Виссонова и смотрителя Рязанского духовного училища, священика Алексея Попова. На малом входе священник Владимир Виссонов возведен в сан протоиерея.

В том же 1915 году 4/17 июля отходит к Богу диакон Воскресенской церкви Феодор Хватов. На место диакона 10/23 сентября назначается псаломщик  села Куземкина, Касимовского уезда, Николай Коливин, сын вдовствующего диакона церкви села Гиблиц Петра Колвина, умершего 18 сентября (1 октября) 1910 года. Рукоположен Преосвященным епископом Амвросием (Смирновым) (C 31 июля 1911 г. по 14 апреля 1917 г. епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии.) во диакона 26 сентября (9 октября) 1915 года за Божественной Литургией в крестовой Иоанно-Иосифовской церкви Спасского монастыря. У него были так же брат и сестра Александр и Варвара Коливины.

По указу Св. Синода , от 18 ноября (1 декабря) 1915 г. за № 15 352, назначена пенсия из казны вдове диакона Воскресенской церкви города Касимова Марии Хватовой с дочерью Александрою по 133 руб, 33 коп, в год с 4/17  июля 1915 г, дня смерти мужа ея, из Касимовского Казначейства.

22 мая  по ст. ст. (4 июня) 1916 года Благочинным 1-го Касимовского округа, протоиереем Леонидом Сапфировым освящен нарушенный престол. Что может означать окончание ремонта в холодной (летней) части храма..

После смена режима в стране, положение осложнилось. В 1918 году выходит декрет отделения Государства от Церкви. Все имущество храмов перешло в собственность государства. Официально каждый Приход должен был зарегистрировать в органах власти двадцать своих прихожан – приходскую «двадцатку». Если недоставало хотя бы одного, храм автоматически закрывался. В случае кражи возмещать государству ущерб должны были члены «двадцатки», если кто-то не мог или не хотел этого делать, то он мог выйти из состава приходского собрания и храм закрывался. Но даже в таких условиях в храме продолжали совершаться службы.

В 1922 г. началась одна из крупнейших акций советской власти против Русской Православной Церкви, инициированная декретом ВЦИК от 16 февраля 1922 г. «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим»

Но местное духовенство с пониманием отнеслось к этому. Общее собрание духовенства и верующих города Касимова постановило передать в уездную комиссию «все драгоценности церквей независимо от постановления на этот счет центральной власти». К 18 мая работа по Касимовскому уезду была завершена «без всяких осложнений и конфликтов».

11 апреля 1934 г отошел к Богу настоятель Воскресенской (Архангельской) церкви г.Касимова протоиерей Владимир Тимофеевич Виссонов, прослуживший на своем приходе около 50-ти лет. (с 20 августа 1884 года по апрель 1934 г).

Приняв священнический сан и Ямской приход, о. Владимир с большим желанием и старанием принимается за текущие дела: страхование церковного имущества от пожара, хлопоты о квартире для семьи дьякона, об аренде земли, службы, требы, преподавание, начавшееся строительство теплой церкви, освящение и украшение престолов. Все это требовало много сил и времени. 27 апреля 1890 года его избирают членом уездного отделения Рязанской епархиального училищного совета. 3 июля 1890 г. объявлено ему одобрение епархиального начальства за полезное и усердное исполнение посторонних обязанностей. С утверждения Его Преосвященства состоит членом Касимовского Духовного училищного ревизионного комитета с июля 1890 г. по июнь 1898 г. С 3 марта 1892 года состоит делопроизводителем означенного отделения.

4 марта 1892 года за усердную плодотворную деятельность по церковно-приходским школам награжден набедренником. В 1895 году был членом благочиннического совета по 1-му Касимовскому округу. 3 января 1896 года за усердное служение церкви о. Владимиру было преподано архиерейское благословение. 15 июня 1896 года награжден скуфией. С 4 сентября 1896 года по 5 октября 1900 года состоит заведующим и законоучителем Касимовской городской воскресной двухклассной школы. В 1898 году член Правления Касимовского Духовного училища. В 1900 г. законоучитель в Касимовской женской гимназии. С 1905 года в приготовительном классе той же гимназии. 6 мая 1900 года за примерноусердную службу при добром поведении и за особые труды по народному образованию преподано ему благословение Святейшего Правительственного Синода с выдачей грамоты. 6 мая 1902 года − камилавка. 30 августа 1902 года благословение за десятилетний труд в должности делопроизводителя. 15 мая 1909 г. для возложения и ношения получает крест. С сентября 1909 года по сентябрь 1911 года законоучитель во вновь открывшейся женской начальной школе. 3 февраля 1911 года орден Св. Анны 3-й степени. С июня 1898 г. член Правления Касимовского духовного училища. Несмотря на смену власти в стране и осложнившуюся  в целом обстановку, смиренно продолжал свое служение до глубокой старости, упокоившись от земных трудов возрасте 73-х лет. В 1934 году храм еще действовал, но в августе был запрещен колокольный звон, так как он яко бы мешал нормальному ходу занятий в первом ямском колхозе, сельсовете и клубе. Потом не позже 1936 года эти колокола сбросили: вот как об этом рассказывает сын священноисповедника Сергия Касимовского – протоиерей Анатолий Сергеевич Правдолюбов: «В городе у нас было двенадцать церквей, и все с прекрасным звоном. Впоследствии осталось семь церквей, и они еще долго звонили, пока старосты, чем-то испуганные, не написали все в одно и то же время просьбу к отцам города — освободить их от колоколов, болтающихся на колокольнях якобы без всякой пользы. Причем, автогеном еще не разрезали тогда колоколов, а, сбросивши с колокольни, долго разбивали их кувалдами. А колокола металлическими, хотя и приглушенными голосами кричали жалобно: «Ой! Ой! Ой!» Когда уже разбили, то оказалось, что куски колокольного сплава решительно ни к чему не пригодны, так как ни простые, ни драгоценные металлы, отделить друг от друга невозможно. Так где-то и сгибли наши колокола.»

Так как отец Владимир умер еще в апреле 1934 года, но в августе храм еще действовал.

Кто был следующим настоятелем неизвестно. По сведения родственников диакона  Архангельского храма — Николай Петрович Коливин служил в этом храме только в сане диакона, значит быть настоятелем он не мог. Но все же имеется информация что в храме службы совершались вплоть до 1940 года, то про этот период почетный настоятель Никольской церкви г.Касимова протоиерей Владимир Правдолюбов оставил такие воспоминания: «В конце 1940-го или в начале 1941-го года все три настоятеля: прот. Иаков из Никольского храма, прот.Михаил Сперанский из Благовещенского храма и иер.Сергий Скачков из Ильинского храма за неуплату налогов были осуждены на год тюрьмы. С их арестом в Касимове не осталось ни одного действующего храма. А неуплата налогов (по крайней мере в нашем Никольском храме – я тому свидетель) была такой. Выходит батюшка на амвон и говорит: «Православные! Мне прислали налог, который я не могу заплатить. Помогите, кто чем может.» И по храму идут три человека с решетами, обшитыми темной материей. В них кидают деньги. У ящика эти деньги считают и несут с извещением – платить. Недели через две история повторяется. Новое налоговое извещение, новый сбор денег, новая уплата. И когда батюшку посадили за неуплату налога, народ недоумевал – как же так? Только что заплатили очередной налог! Но протестовать было бесполезно и даже смертельно опасно. Год прошел, но наших батюшек не выпустили, а этапом погнали в Чкаловскую (Оренбургскую) область и там уже выпустили.» Вполне возможно что причиной закрытия Архангельского храма была все та же – неуплата налогов. Так что не три, а четыре храма было закрыто в тот год в Касимове.

Итак в 1940 году храм был закрыт.  Сохранились воспоминания, как после закрытия церкви, верхнюю часть колокольни сломали трактором. В здании храма  разместили  пожарную  депо. Вот что рассказывает прихожанин Архангельского храма г.Касимова Виктор Бобков в репортаже Касимовского телевидения: «Местные жители просили, что бы  здесь восстановили храм, они собирали деньги одному человеку и он ездил в Москву, на прием куда-то. Когда он оттуда приехал, то здесь сразу автобазу перенесли за город, убрали оттуда, а потом все затихло.» Со временем в храме расположился автовокзал.  Другая прихожанка Зинаида Татевосян тоже свидетельствовала, что в хрущевское время (начало 1960-х годов), её родители писали властям что бы храм восстановили, но это прошение осталось без ответа.

 

Источники:

1.Рязанские Епархиальные Ведомости  1900-1917гг.  №1-24.

  1. «Ямская слобода и Архангельский храм» — рукопись Евгении Анатольевны Монаховой. 2018год.
  2. Статья М. В. Семиной «Кампания по изъятию церковных ценностей в Рязанской губернии (1922 год)». (http://www.sedmitza.ru/data/2010/05/04/1233599961/17_semina.pdf)

4.Возрождение Михайло-Воскресенского храма – репортаж Касимов-ТВ (https://www.youtube.com/watch?v=zY_adMTkgUI)

  1. Храм на автовокзале репортаж Касимов-ТВ. (https://www.youtube.com/watch?v=rk-jXjN1Ty8)

6.Статья протоиерея Владимира Правдолюбова «Что мне известно о настоятелях Никольской церкви г.Касимова» 2014год. (http://nikolokas.cerkov.ru/2017/09/26/protoierej-vladimir-pravdolyubov-chto-mne-izvestno-o-nastoyatelyax-nikolskoj-cerkvi-g-kasimova/).

  1. ПИСЬМО протоиерея Анатолия Сергиевича Правдолюбова к Геннадию Николаевичу Нефедову –материал на сайте Касимовской епархии (http://kaseparh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=405:2012-02-15-17-04-28&catid=55:2012-02-15-16-36-30&Itemid=4)
  2. Статья «Рязанская епархия» на сайте православной энциклопедии «Древо». (https://drevo-info.ru/articles/504.html)

(66)

Перейти к верхней панели