О храме

Чертеж церкви

Эскизный чертеж каменной Архангельской церкви

История храма:

Первоначально в Ямской сло­боде была деревянная церковь мучеников Фрола и Лавра; она находи­лась на конце Ямской слободы, при въезде в город. Она упоминается в писцовых книгах П.С Воейкова в 1627 году. Богослужения в церкви мучеников Флора и Лавра продолжались до 1700 года. Церковь находилась в 200 саженях далее конца Ямской Слободы, по Елатомской дороге. До 1917 года в память об этой церкви там стояли часовни. В окладных книгах в 1676 году, упоминается деревянная церковь Воскресения Христова (находилась не далеко от того места, где сейчас автовокзал). Вероятно была выстроена с тем, чтобы заменить обветшавшую к тому времени, Флоро-Лаврскую церковь. Недалеко то этой церкви, стояла теплая церковь Архистратига Божия Михаила, которая во время пожара, бывшего в Ямской Слободе в 1746 году, сгорела. Вместо сгоревшей в 1747 году, по грамоте данной преосвященным Алексием, построена деревянная, с сохранением названия (храмоименования). В марте 1768 года иерей Алексий Филиппов, с прихожанами, просил у преосвященного Палладия дозволение на построение вместо деревянных церквей – Воскресения Христова, с пределом св. жен Мироносиц и св. Архистратига Божия Михаила, одной каменной церкви, с тем же храмоименованием – Воскресения Христова, с пределами св. жен Мироносиц, св. Архистратига Божия Михаила и иконы Пресвятой Богородицы Тихвинская. Но и по получению грамоты, в том же 1768 году, по неизвестным причинам, более 20 лет к строительству не приступали. 19 января (ст. ст.) 1789 года иерей Воскресенской церкви с прихожанами снова обратился к епархиальному начальству о выдаче храмовой грамоты на построение каменной церкви, которая была дана 28 марта (ст. ст.) 1789 года. Так как постройка каменной церкви продвигалась очень медленно, то Касимовский Протопоп Феодор, донес начальству, о нерадии прихожан о строящейся церкви. В последствии этого, Консисторией, ему был поручен надзор за постройкой церкви. Каменная Воскресенская церковь о 4 престолах на освящение в трапезе с правой стороны , в честь Архангела Михаила, Преосвященным епископом Симоном 9 февраля (ст. ст.) 1800 года была дана храмовая грамота № 284. Освятить придел было предписано соборному иерею Сергию Яковлеву, что и было сделано 14 февраля (ст. ст.) 1800 года. Придел направо, в честь Воскресения Христова и иконы Божией Матери Тихвинская освящен в октябре 1810 года, иереем Успенской церкви г. Касимова Иоанном Васильевым. На левой стороне придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1817 году уже значился освященным. На левой стороне придел в честь св. жен Мироносиц освящен в 1840-х годах. До 1823 года колокольня была деревянной, от времени пришла в ветхость и грозила падением. Староста Воскресенской церкви Семен Кондратьев Живилов 17 мая(ст. ст.) 1822 года испрашивал дозволение на постройку каменной колокольни и покрытие церкви новым тесом, что ему немедленно было разрешено. Но как означенных средств на постройку колокольни оказалось недостаточно, то им в июне того же года подана была просьба о разрешении употребить на означенный предмет «прикладную и кошельковую суммы», которых тогда при Воскресенской церкви числилось 2233 руб. 1 коп. Консистория постановила: за разрешением этого вопроса обратится к Преосвященному». Какое определение по этому делу было сделано Преосвященным Сергием неизвестно. Каменная колокольня была построена в 1823г.   С 1881 г, начинается сбор пожертвований на возобновление иконостаса в трапезной части храма. С 1888 года начинается перестройка трапезной части храма. Был произведен ремонт рам и дверей. В 1890 году в новоустроенной трапезной, по приложенным к прошению рисункам, были установлены два новых иконостаса. В том же году, местному протоиерею Николаю Глебову было разрешено освятить вновь устроенный предельный храм (в честь Архистратига Божия Михаила ).. А в 1892 году Протоиерею г.Касимова Сергию Чучкину разрешено освятить устроенный предел в трапезном храме Воскресенской церкви города Касимова, на старом антиминсе, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1895 году на средства прихожан причту и церковному старосте Воскресенской г.Касимова церкви разрешено окрасить церковные стены масляною краскою, своды расписать священными изображениями и переделать духовую церковную печь, находящуюся под полом, а самый пол вновь сделать из цементных и каменных плит. В 1896 году была преобретена взамен старой, новая церковная печь. В том же году г.Касимов посетил епископ Иустин, он побывал в церкви. В описании визита есть такие слова: «Особенно замечена «Архангельская». Просторная и даже обширная, светлая с двумя новыми иконостасами в трапезной, с бетонными полами, — она производит радостное впечатление, — это по истине дом Божий. Таким устройством своим эта церковь обязана единственно старанию своего священника Владимира Виссонова, который приступил к украшению церкви без всяких средств и который надеется привести в такое же благолепное состояние и «настоящую», холодную церковь, ремонтировка которой уже началась.» В 1900 году был заменен на новый, разбитый колокол. В описании визита епископа Рязанского и Зарайского Никодима в г.Касимов в 1909 году, видно что ситуация осталась прежней. В холодной части продолжался ремонт. Добавлено только что: «десятки тысяч рублей церковного капитала, употреблены старостою Касимовским купцом второй гильдии Иваном Павловичем Самгиным на приведение Архангельского храма в столь благолепный вид».

фото храма 1935г.

фото храма 1935г.

В 1912 году город вновь посетил правящий Архиерей, на этот раз епископ Димитрий. В описании визита есть такие слова: «Церковь каменная, снаружи еще не оштукатурена, как недавно построенная. Внутри просторно, светла, благолепна, с двумя новыми иконостасами в трапезной и прекрасным бетонным полом. Настоящая еще не отделана. Иконостаса нет. Но церковный староста и священник, видимо, заботятся о скорейшем окончании отделки храма.» В 9 ноября (по ст.ст.) 1914 года злоумышленниками была похищена некоторая сумма денег. 22 мая по ст. ст. 1916 года Благочинным 1-го Касимовского округа, протоиереем Леонидом Сапфировым освящен нарушенный престол. Сведений об окончании отделки, и освящении «Настоящей» холодной части храма до 1917 года нет. После смена режима в стране, положение осложнилось, но в храме продолжались службы. В 1934 году храм еще действовал, но в августе был запрещен колокольный звон, так как он яко бы мешал нормальному ходу занятий в первом ямском колхозе, сельсовете и клубе. А в 1940 году храм был закрыт. Сохранились воспоминания, как после закрытия церкви, верхнюю часть колокольни сломали трактором. В здании храма  разместили  пожарную  депо, позднее  оно было приспособлено  под автовокзал, который и  располагается  в нем  по настоящее время. За 70  с лишним лет здание утратившее главу и колокольню, претерпело значительные изменения, и внешний вид здания с трудом говорит о его религиозном назначении. В начале 2000-х годов, когда город отмечал свой 850 летний юбилей, подымался вопрос о восстановлении храма. Но тогда решили, что лучше отремонтировать автовокзал. В то время о религиозном назначении напоминала разве что церковная лавка в зале ожидания, и общие контуры очертания здания. Но прошло еще около 10 лет. И была образована Касимовская и Сасовская епархия, правящим Архиереем был назначен Архимандрит Иоанно-Богословского монастыря Дионисий (Петр Николаевич Порубай). Его указом № 10 от 22 февраля 2013 года, «в надежде возвращения здания указанного храма Церкви и возрождения этой городской святыни», была проведена юридическая регистрация с наименованием: «Архиерейское подворье Архистратига Божия Михаила города Касимова Касимовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)». С 22 февраля по 1 ноября 2013 года первым настоятелем в новейшей истории, был тогда еще директор Православной школы города .Касимова (ныне клирик Георгиевской церкви г.Касимова) протоиерей Андрей Правдолюбов. Указом №91 от 01 ноября 2013 г, настоятелем церкви назначен нынешний директор Православной школы города Касимова, иерей Иоанн Игнатов. 21 ноября 2013 года, впервые за много лет епископом Дионисием, в сослужении иерея Иоанна Игнатова и клириков города Касимова, при большем количестве народа, в освободившейся алтарной части храма, прошел первый молебен. С тех пор по Благословению Владыки каждую субботу в 11.00, и в будние дни по большим праздникам, в молебной комнате в Алтарной части храма, регулярно стали проходить молебны. Начала проводится работа по поиску архивных данных, с целью восстановления исторического облика прихода.

Вход в храм (Современное фото)

Вход в храм (Современное фото)

С 8 февраля 2013 года молебны стал совершать глава Духовно-Просветительского Центра и клирик Вознесенского собора иерей Димитрий Уляшин, который указом правящего Архиерея №29 от 18 марта 2014 года был назначен настоятелем прихода, и является им по настоящее время. Была продолжена работа по поиску архивных данных. Закуплены иконы, церковная утварь. Стала расти активность на приходе. Появились постоянные прихожане, которые и составляют костяк прихода. В сентябре 2014 года, со стороны посадочных платформ в притворе храма, удалось освободить небольшую комнату, где и стали совершать молебны. В это же время в алтарной части началась подготовка к восстановительным работам, которые и были начаты в октябре. 21 ноября 2014 была, на еще не освященном престоле в Алтарной части храма, была совершена первая Божественная Литургия. К концу января 2015г. были закончены восстановительные работы в Алтарной части храма.31 января 2015 года епископ Дионисий совершил малое освящение Михайло-Воскресенского храма города Касимова и в сослужении благочинного Касимовского городского благочиния протоиерей Иоанна Бобикова, возглавил Божественную Литургию в освященном храме. С этой поры, более чем через год, как на приходе зазвучала молитва, и установилась приходская жизнь, стали регулярно проводится Божественные Литургии. Из памятников древности до 1917 года, в храме находились: иконы Казанской Божией Матери и Архангела Михаила, евангелие 1688 г, пролог 1677г, служебник 1668г, и октоих 1699г. Наибольшее Число приходских дворов при Воскресенской церкви состояло в 1735г. (152 дв), с началом XIX столетия число их сократилось до 73 дв. в 1893 году, состояло из 138 дв, в них числится м.п. 552, ж.п.590. В 1905 году количество душ на приходе составляло 649. В 1893 году на причте, неприкосновенного капитала значилось 1110 р. Состав причта менялся, но в конце XIX века по штату были положены 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик.

22 октября 2015 года указами правящего Архиерея № У-107 и № У-108, в границах Касимовского городского благочиния, учрежден Приход храма Архистратига Божия Михаила и при нем Приходской Совет. Настоятелем и Председателем Приходского Совета назначается иерей Дмитрий Уляшин. Проведена государственная регистрация с наименованием: Местная религиозная организация православный Приход храма Архистратига Божия Михаила города Касимова Касимовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Из священнослужителей Флоро-Лаврской церкви известны:

1.Роман Созонтов уп в 1627г.

2.Петр Филиппов р. 6 ноября 1680г.

3.Иаков ум в 1683г.

4.Трофим Иаковлев р. 2 июля 1683г.

5.Иоанн Иаковлев р. 2 июля 1691г.

6.Савва Иаковлев р. 6 август 1691г.

 

Из священнослужителей Михайло-Воскресенской церкви известны:

1.Нестор уп. в 1676 г.

2.Никита Архипов р. 11 марта (ст. ст.) 1683г.

3.Лаврентий Иаковлев р. 1 апреля (ст. ст.) 1689г.

4.Иоанн Максимов уп с 1722-1745гг

5.иерей Иоанн Борисов уп с 1745-1758г.

6.иерей Алексий Филиппов уп. в 1759г.

7.Иоанн Стефанов р. в 1765г.

8.Василий Иоаннов уп с 1774-1785г.

9.Василий Космин уп с 1785-1793г.

10.Петр Сергиев р. 10 апреля 1793г.

11.Иоанн Фомин Ижевский уп с 23 июня (ст. ст.) 1844-1853г.

12.Феодор Васильев Бильдинский уп с 4 октября (ст. ст.) 1853- 1884г. ум в 1885.

13.иерей (с 1915г – протоиерей) Владимир Тимофеев Виссонов сост с 29 августа (ст. ст.) 1884-1917(?)

14.протоиерей Андрей Правдолюбов с 22 февраля по 1 ноября 2013 г

15.иерей Иоанн Игнатов с 1 ноября 2013 по по 17 марта 2014г.

16.иерей Димитрий Уляшин с 18 марта 2014 года

 

Диаконы и понамари служившие в Михайло-Воскресенской церкви:

1.Псаломщ. диакон Иоанн Аманов 1867- 1877-1881(?)

2.Сверхшт. понамарь 1865(?) 1869 — ум в 1877, жена Мария Покровская

3.Сверхшт. диакон Дмитрий Виссонов 1865(?) 1869 — ум. в 1879, жена Агафья Виссонова

4.Псаломщ. диакон Иоанн Цветнен 1881-1883

5.Псаломщ. диакон Иоанн Экземпляров 1883-(?)

6.диакон Хватов Феодор Дмитриевич 1886- ум 4 июля (ст.ст. 1915г.), жена Мария Хватова и дочь Александра.

7.диакон Николай Коливин (или Калинин) с 26 сентября (по ст.ст.) 1915 – 1917 (?)

 

Старосты церкви:

1.Семен Кондратьев Живилов — 1822г.

2.крестьянин. Василий Ильин Пономарев. 1866-1869

3.касимовский 1-й гильдии купец и градской глава Сергий Саласкин 1869-1877 (?)

4.купец 2-й гильдии Иван Павлович Самгин 1888 (?) – 1902

5.касимовский купец Николай Кленов – 1902- ум. в 1903

6.мещанин Владимир Уваров 1903-1914- 1917 (?)

 

Источники:

1.Добролюбов И. В.:Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии Том 4.с 34-39

2.Рязанские Епархиальные Ведомости 1865-1917гг. №1-24.

3.Указы епископа Касимовского и Сасовского Дионисия, с сайта Касимовской Епархии. (kaseparh.ru)

4.Информация (репортажи с Михайло-Воскресенского храма), с сайта Касимовской епархии. kaseparh.ru

5.Информация (репортажи с Михайло-Воскресенского храма), с сайта Касимовского Городского Благочиния. (kasblag.ortox.ru)

6.Возрождение Михайло-Воскресенского храма – репортаж Касимов-ТВ

7.Храм на автовокзале репортаж Касимов-ТВ

8. Журнал Министерства внутренних дел Ч. 41 (LXI) 1841. № 7 (июль) Смесь. c 15

 

Сокращения:

ст.ст. — Старый стиль

уп. — управлял

сост. — состоял.

р. — родился

ум.- умер

(?) – достоверно не известно, или требует уточнения в других источниках.

 

Престольные праздники:

19 сентября – Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)

26 сентября – Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее)

21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

 

При Храме действует церковная лавка с обширным выбором православной литературы.

Перейти к верхней панели