Поучение священноисповедника Сергия Касимовского о необходимости для христиан посещать храм Божий.

svyashhennoispovednik-sergij-1934-gПоучение написано по просьбе протоиерея Михаила Андреевича Дмитрева для произнесения им в приходах, деревнях, сёлах, селищах Касимовского уезда в целях привлечения прихожан в приходские храмы.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

«Блюдите како опасно ходите,

яко дни лукавии суть» (Еф. 5, 15)

Когда я останавливаюсь мыслью на жизни современных людей, считающих себя христианами, в моём воображении рисуется бешено мчащиеся поезд, полный весёлыми беспечными людьми, которые не подозревают, что поезд мчит их к неминуемой гибели. Не знают, что на пути, по которому они мчатся, разобраны рельсы и шпалы. Всякий, кто бы узнал об этом, несомненно, постарался всеми силами предотвратить катастрофу. Кричал бы из-за всех сил, напряг бы все силы, испробовал бы все средства к тому, чтобы спасти несчастных.

А чтобы чувствовал человек, на обязанности которого лежит следить за этим, – с которого взыщется вся кровь этих людей? Я думаю, что он не щадя всей своей жизни пожертвовал бы всем, что имел, для того чтобы спасти погибающих.

Но братья, здесь речь идёт о гибели временной, о прекращении земной жизни, о гибели тела. Душа, не больше ли тела? Гибель вечная, не ужаснее ли гибели временной. Если так, а это так, несомненно, то что бы чувствовал человек, увидевший, что люди бешено, мчатся на поезде жизни или замечает, что путь испорчен, что души их погибнут безвозвратно, на веки. Как ужаснулся бы он и что бы ни сделал он, чтобы образумить несчастных, спасти их от гибели. Это вообще человек, а что сказать про человека, на котором лежит священнейшая и ответственнейшая обязанность следить за этим, с которого взыщут, которого истяжут за всякую душу погибшую. Вот дети мои возлюбленные ответ на Ваш мысленный вопрос – зачем я приехал к Вам, зачем собрал Вас на необычную молитву, зачем говорю Вам это слово. Я ваш пастырь, которому вверена душа каждого из вас. За которую строгий я ответ некогда должен дать Господу Иисусу. Кровь Ваша вся до единой капли взыщется с меня. И вот, я обязан служить спасению душ ваших, вижу страшнейшую опасность вас ожидающую. «Блюдите, како опасно ходите ибо дни лукавии суть» (Еф. 5,15). Да, дни лукавы. Многие из христиан оказались в лагере противников Христа, говорящих, что нет Бога, что не нужно храмов, не нужно молиться, и вообще не нужно быть религиозным. Хозяина жизни, самой основы ея, эти люди отвергли своей жизнью. Разобрали шпалы, и не видят, для себя опасности мчатся на поезде жизни к своей неминуемой гибели. И эти люди видно увлекли вас, видно это по тому, что холоднее вы стали к храму, месяцами не вижу некоторых из вас в нём. Ослабла в вас вера. Вы, видно, тоже не прочь сесть в этот обречённый, бешено мчащийся к гибели поезд. Блюдите, братия, како опасно ходите. Вы не пренебрегли, вы стали реже бывать, а некоторые вообще забыли храм, а храм единственное место, единственное учреждение, где мы имеем возможность получать сил явных к животу и благочестию. В храме нельзя не вспомнить о Боге. Само устройство его, сами иконы, сами священные изображения навивают на душу религиозное настроение. Божественная служба, во главе с Святейшей литургией, благодатными влияниями, незаметно для глаз перестраивают душу, созидая в ней царство Божие, то есть делает душу покорную Богу, как Царю, она исполняет волю Божию, осуществляя своей деятельной жизнью — любви к Богу и людям. Человек, искренне отдавшийся влиянию храма, незаметно перерождается. В сердце его загорается любовь. Он готов служить несчастным: отереть слёзы вдов, презреть сироту, послужить всем, кому тяжко живётся на свете. Войдя в храм он видит в нём предстоящим пред престолом Божиим священника – пастыря душ, который молится о всех прихожанах, и следовательно и о нём. И он уже не один в храме молится, о себе Богу, вместе с ним за него молится и пастырь церкви. Здесь в храме лучшие из лучших портреты мира. Здесь неумолкаемо раздаётся небесное учение Спасителя душ человеческих. Здесь больше и больше узнаёт истины человек, глубже и глубже всматривается он в бездонные глубины – глаголы вечной жизни. Светлее и светлее становится его ум, чище и чище делается сердце. Здесь в храме мощным и непрерывным потоком изливается во внутренние тайники души человеческой благодать Всесвятаго Духа – Немощная врачующая и оскудевающая восполняющая. Тут в храме прихожане сливаются в одно тесную братскую семью, возглавляемую пастырем, отцом духовным. Научаются здесь любить друг друга и всё человечество, новой Новозаветной любовью, способной дух свой положить свой за други своя. Так храм всем богослужением, церковной проповедью и всесильная, превосходящая ум благодать Святаго Духа вооружает человека-христианина вооружением духовным, является для него солью предохраняющую душу от тления. Силам, которые пытаются противостоять козням дьявола, осуществляют все заветы, которые дал своим ученикам Божественный Учитель жизни в Своём Евангелии. Когда выйдет человек-христианин за порог храма и окунётся в жизнь, то не страшно ему, окованному браней благодатных влияний, никакие козни дьявола. Как истинный воин Христа-Бога, вооруженный вооружением духовным, он отразит всё, все и всяческие атаки полчища сатанинского. То ему вспомнятся слова Христа, слышанные читанные в Церкви в Евангелии, то придут те или иные места проповеди, то охватит, то радостное и волнующие религиозное настроение с которым он успел изжиться, сроднится, которым воспитался в храме, то встанет в сознании весь Пресветлый лик Христа, то выплывут образы, делая Его дивным святых последователям, о которых он слышал и священные изображения которых он видел в храме. И воскресает его душа, заполняется волной благодати и от Его преображённого лица, и благодати исполненного Духа полежат все ищущие гибели его души. И он твёрдой стопой будет идти по дороге жизни, будет подниматься выше и выше по ступеням лестницы христианского совершенствования. Будет одну, за другой преодолевать все трудности пути в Царствие Божие. Всё превозможет в укрепляющем его Иисусе.

Но если он лишит себя этих благодатных влияний, если сначала реже и реже, потом совсем забудет дорогу во святой храм, то где кроме он может получить эти необходимые ему силы. Нигде на земле нет такого места. И он постепенно будет разгружать духовно сам себя, будет падать все ниже и ниже, и, наконец, будет таким, про которого сказано – Ты думаешь, что ты богат? но ты беден, слеп и наг. И не устоять ему в нападениях врага его спасения. И естественным концом его будет вечная гибель. Скажу тем из вас братия, которые стали забывать дорогу во святой храм – блюдите како опасно ходите. Одумайтесь, пока есть ещё время, осознайте своё положение – вы на поезде, бешено мчащем вас к неминуемой гибели. Вы может, не замечаете опасности, а я, пастырь ваш вижу, эту страшную опасность, вижу неминуемую гибель вашей души! Скажите, как же мне не кричать страшным голосом, как не звать вас, как не вразумить вас, как не убедить, затормозить бешено мчащий вас к погибели поезд. И, я буду кричать, я не отстану от Вас, пока есть мой пастырский голос и силы. Я буду ездить к вам в деревни, я побегу за каждым из вас. Буду просить, и молиться слёзно пока, вы снова не встанете на истинный путь. Помните! О, помните этот предостерегающий голос мой, который сливается вместе с голосом апостола и взывает к вам: «Блюдите како опасно ходите, яко дни лукавии суть» (Еф. 5, 5). Аминь.

(24)

Перейти к верхней панели